Есть такое понятие, как первое поколение интеллигенции того или иного народа. Часто первое поколение интеллигенции – это выходцы из высших или средних слоев населения, впитавшие в себя культуру метрополии и в меньшей степени – традиционную культуру своего народа. К этой категории можно отнести ингушскую интеллигенцию конца XIX начала XX веков. Однако естественный ход развития ингушского общества был нарушен октябрьским переворотом 1917 года.
1992 г. ноябрь. Первые дни ингушской трагедии. Площадь в г. Назрань переполнена людьми. Все приходят сюда с надеждой – узнать что-либо о своих родственниках. Толпа не расходитсяни ночью, ни днем. Единственный источник информации организован в Доме правительства, откуда, не умолкая, передают списки заложников, убитых и потерянных. У всех в глазах тревога, боль и отчаянье. Всего в 10-ти км отсюда тела их родственников, которых не дают вывести осетинские власти, дабы скрыть следы насилия. И вот на 10-ые сутки 1-ая колонна с изувеченными трупами медленно выезжает на площадь.
Часами копался он в каталожных ящиках, заказывал себе горы книг и брошюр, в которых, судя по названиям, должно было говориться о малых народах Северного Кавказа, а значит, и об ингушах. Однако ни чего не находил. И чем больше страниц он пролистывал, тем горячее становилось желание найти то, что ищет. Ему уже начинало казаться, что слова «ингуши» и «чеченцы» кем-то старательно вымарываются из всех изданий.
Владикавказ был основан на правом берегу Терека на месте трех ингушских аулов, из которых наиболее крупным был аул Заур. Осетины же жили на левом берегу. В конце 18 века русские военные власти для увеличения гарнизона Владикавказа привлекли туда осетин, живших в горах. В начале 19 века восстановлена крепость у входа в Дарьяльскоеущелье, и осетины возвратилисьна свои старые места. Позднее их выселили, и они обосновались на неподалеку от Владикавказа в Ольгинской.
24 ноября 1956 года Президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов. В декабре из Казахстана и Киргизии в Москву была вызвана большая группа представителей нашей интеллигенции. В этой группе был и я. После многочисленных бесед и проверок в ЦК отобрали несколько человек для формирования Оргкомитета. На период восстановления республики тот Оргкомитет должен был взять на себя функции правительства и Верховного Совета. Председателем Оргкомитета стал М.Г. Гайрбеков, его заместителем назначили меня. С тем, чтобы в будущем выдвинуть на должность Председателя Верховного Совета республики, в Оргкомитет был включен Тангиев Абдул-Хамид.
Мимо группы парней проезжал пьяный всадник. Поравнялся с ними и начал их оскорблять. Парни хотели образумить наглеца, но старик, видевший всю сцену, велел им отпустить его. Сжали зубы и кулаки разъяренные парни, подчинились старику и лишь вслед посмотрели оскорбителю. А тот доехал до следующей группы людей и повторил тоже самое. Но там его стащили с лошади и хорошенько отлупили. "Смотрите, - сказал старик молодым, - его бьет ваше терпение". (Ингушская притча).
Свадьба в жизни ингушей всегда являлась большим и радостным событием. Молодежь здесь не только развлекалась, но это было и местом смотрин, местом выбора невест и женихов. Ингушская молодежь заблаговременно готовилась к этому событию: девушки вышивали носовые платки, шили праздничные наряды, молодые люди придумывали остроумные головоломки, загадки, изречения для беседы с девушками во время "зоахалол" - "сватовства".