Зина Инаркиева – главный консультант Ингушетии по свадьбам. Ее салон подвенечных платьев знаменит уже далеко за пределами Республики, к Зине приезжают девушки из Москвы и Санкт-Петербурга, из Франции и Бельгии. Невесты преодолевают многие километры ради того, чтобы выйти замуж в неповторимом национальном костюме. Пока платье готовится, Зина еще и консультирует девушек, объясняя, какой должна быть ингушская свадьба как вести себя настоящей невесте. В общем, с ее помощью замуж вышли уже больше двух тысяч девушек. Национальные костюмы шила еще бабушка Зины Инаркиевой.
Искусство было передано сначала дочке, а от нее внучке. Родовое мастерство действительно передается от поколения к поколению. Сейчас в салоне Зины работает ее собственная дочь. Здесь же играет маленькая внучка. Наверное, эта девочка тоже пойдет по стопам знаменитой бабушки:
- Я тоже с детства видела как работали моя бабушка и мама – рассказывает Зина. – И шить научилась раньше, чем в школу пошла. У всех моих кукол были свадебные платья, так что невесты – моя любимая тема с малых лет.
Национальными свадебными костюмами Зина занимается уже четвертое десятилетие. За это время в ее работе почти ничего не изменилось. Да и что может поменяться в традиционном платье? – Наряд ингушской невесты должен быть закрытым, чтобы никто не прикасался к невесте, даже жених, - объяснят мастерица. – Поэтому обязательные элементы костюма – это длинные широкие рукава, шапочка и нагрудник. Рукава, правда мы стали делать короче, не до колена, как в старину, а до середины бедра. Но все равно за руку невесту так просто не возьмешь. Даже вводя в родительский дом молодую супругу, друг жениха должен держать ее ладонь через рукав. А от посторонних глаз девушка должна быть закрыта плотной фатой. ЕЕ приподнимают лишь позже, когда невесту предъявляют гостям торжества – сначала вводят в дом и осыпают сладостями и деньгами, чтобы у молодых в семье был достаток, а их жизнь была сладкой, - объясняет Зина. – Потом ей на руки дают младенца, обязательно мальчика, - во-первых, посмотреть, как она любит детей, а во-вторых, чтобы поскорее родила мужу сына. И только после этого к девушке позволено приблизиться гостям. Они открывают ее лицо и спрашивают: «Не потерялся ли наш парень?» Если невеста красивая, то объявляют : «Не потерялся!». Когда на невесту все посмотрели, к ней подходит свекровь. Женщины должны вдвоем съесть из одной ложки немного меда – чтобы у них не было ссор.
Интересно, что в Ингушетии на празднике не присутствуют родители невесты. Утром в день свадьбы девушку забирают из дома и целую неделю торжеств тесть с тещей не видят свою дочь.
В Ингушетии совет муфтиев установил минимальную сумму, которую сторона жениха должна передать родителям невесты за покупку платья. Раньше это было 3000 долларов. Но из-за того, что большинство молодых людей не могут себе позволить таких трат, муфтии решили в 2006 году снизить свадебную «ставку». Сегодня жених должен заплатить минимум 12 000 рублей. Кроме того, муфтият Ингушетии принял постановление, в котором обязал ингушских невест выходить замуж только в национальном костюме. Благодаря этому у Зины Инаркиевой прибавилось работы, и даже стали появляться очереди:
- Девушкам приходится задолго до свадьбы записываться к нам, чтобы взять в аренду старинное ювелирное украшение: пояс 14 века и отделку для нагрудника. Всего у меня два пояса и два комплекта серебряных нашивок – а желающих надеть их на свадьбу много. Ведь это обязательные аксессуары для национального костюма.
Пояс ингушской невесты (т1ехкар) состоит из 12 звеньев. Поэтому талия у девушки должна быть не больше 60 сантиметров. Такой идеал красоты установился еще в XIV веке. На изготовление т1ехкара должно уходить не меньше полукилограмма серебра, а инкрустирован пояс рубинами и другими самоцветами.
- Национальный костюм – это часть истории любого народа, - считает Зина Инаркиева. – Их не просто шьют, в них вкладывают душу. Ну, а кроме того, в отличие от европейского наряда, ингушское свадебное платье к лицу любой девушке. Оно настолько продуманно, что скрывает недостатки фигуры, а все достоинства, наоборот, подчеркивает.
Статья из журнала «Столичный стиль»
|