Пятница, 29.03.2024
I n G s t y l e
Меню сайта
Разделы новостей
Фольклор [3]
Ингушский Фольклор
Новости [39]
Статьи [6]
Стихи [5]
История [7]
Литература [125]
Знакомьтесь - Ингуши! [8]
Жизнь Замечательных Ингушей
Мини-чат
100
Наш опрос
Как хорошо Вы владеете ингушским языком? (Г1алг1ай мотт дик хой шоан?)
Всего ответов: 573
Главная » 2007 » Ноябрь » 29 » Ингушская свадьба
Ингушская свадьба
17:35

Молодежь здесь не только развлекалась, но это было и местом смотрин, местом выбора невест и женихов. Ингушская молодежь заблаговременно готовилась к этому событию: девушки вышивали носовые платки, шили праздничные наряды, молодые люди придумывали остроумные головоломки, загадки, изречения для беседы с девушками во время "зоахалол" - "сватовства".

Во время свадьбы молодой человек передавал девушке-избраннице через посредника (мальчика, женщину) конфеты, печенье, деньги. Этим самым он выражал ей свои чувства и надежды. Если молодой человек был девушке по душе, она, в свою очередь, передавала ему два носовых платка (ему и другу), а с конца XIX в. посылала и папиросы. Эти знаки внимания символизировали начало их знакомства, которое могло впоследствии закончиться сватовством.

Время свадьбы назначалось родственниками жениха, при этом учитывалась готовность к свадьбе и родственников невесты. Когда все необходимое для свадьбы было готово, родители жениха отправляли к родителям невесты стариков для окончательного согласования времени свадьбы. Окончательное решение принималось в зависимости от готовности приданого или приезда на торжество родичей невесты.

К свадьбе обе стороны готовились самостоятельно, так как праздновали одновременно у жениха и у невесты. В доме жениха свадьбу играли три дня, в доме невесты - один.

Накануне свадьбы сторона жениха в дом невесты отправляла "хьоалчах": одного-двух баранов, мешок муки, чай, сахар, масло и др,. Отец невесты или близкий родственник по отцовской линии великодушно мог отказаться принять "хьоалчах", кроме баранов. На свадьбу в дом невесты приглашали близких и дальних родственников со стороны обоих родителей, бабушек, дедушек, снох, соседей, а также приятелей и друзей мужчин семьи. С этой целью по аулам посылали специальных гонцов на лошадях. Девушки, снохи, сыновья близких родственников за несколько дней до свадьбы приезжали в дом жениха для оказания помощи по ее организации. Особый почет на свадьбе в доме жениха и в доме невесты оказывался не только близким родственникам, но и родственникам со стороны снох, зятьев, а также старикам. Их раньше других обслуживали, сажали за лучший, буквально "первый стол" "хьалхарча шун тIа". Мужчины и женщины всегда находились в разных помещениях. Кроме того, в разных помещениях находились молодые и пожилые мужчины, а также женщины. Иными словами, соблюдались и подчеркивались половозрастные различия. В комнаты с лучшим убранством размещали самых почетных мужчин родственников снох и зятьев "захалаш", родственников по материнской линии отца и матери, а также и других "бехке нах". Им подавали лучшие блюда, уделяли особое внимание. На свадьбе у жениха собиралось от 200 до 500 и более человек, в зависимости от численности фамилии, разветвленности родственных связей и состоятельности семьи. Состав участников при этом постоянно менялся одни приходили, другие уходили.
 
Заблаговременно определялся состав свадебного поезда "замеш", участники которого должны были поехать за невестой, а затем принять активное участие во всех свадебных обрядах. В его состав входила молодежь из семей "захалаш" (свояченицы сына, брата, золовки и девери дочерей и сестер), племянницы и племянники матери, соседская молодежь, а также двоюродные братья и сестры жениха). Родные сестры жениха оставались дома. Они встречали и угощали многочисленных гостей, оказывали им внимание. Как правило, близкому родственнику или другу жениха из благополучной семьи давалось почетное поручение вывести невесту из девичьей комнаты, посадить ее в свадебную карету или на арбу. Так же одной из почетных родственниц или подруг невесты, тоже из благополучной семьи, поручали "маха болла" приколоть иглу с белой ниткой к подолу "чокхи" свадебного платья невесты перед ее выходом из отцовского дома, а также положить завернутый в белый платочек серебряный рубль ("белый рубль") или разменный червонец "кIай ахч" за грудь, что символизировало пожелание невесте быть счастливой и хорошей хозяйкой, швеей. Этот платок с иголкой, червонец и ленту, привязанную к косе, женщина хранила всю жизнь как дорогую реликвию и талисман*. Поручение "маха болла" для девушки было почетным и приятным делом.

Утром в зависимости от расстояния до дома невесты в 10 11 12 часов первого дня свадьбы из дома жениха отправлялась свадебная процессия за невестой. Число участников свадебного поезда в среднем составляло 15 30 и более человек. В доме невесты собравшиеся здесь гости с волнением ждали появления "замеш". Приезжие юноши и девушки со свадебного поезда знакомились с молодыми гостями в доме невесты. Тут устраивались танцы, смотрины.
После окончания "зоахалол" и танцев совершали обряд прикалывания иголки к подолу юбки невесты. О готовности невесты к выводу сообщали старшему свадебного кортежа. Последний отдавал распоряжение вывести невесту из дома. Юноша, которому было поручено совершить обряд вывода невесты, отправлялся в сопровождении двух-трех дружков жениха в ее комнату.

На протяжении всего пути невесте запрещалось оглядываться назад, "чтобы не вернулась отвергнутой в отчий дом". Свадебный поезд включал в свой состав подводы, арбы, линейки, верховых лошадей в зависимости от состоятельности семьи.

На одной линейке, подводе с невестой ехали девушки, особо почитаемые, а впереди сидел молодой человек, выведший невесту из дома ее родителей. По дороге процессия останавливалась, организовывались танцы и другие увеселения.
 
Когда свадебный поезд подъезжал к дому жениха, дети, ожидавшие его, извещали об этом семью жениха. Все гости выходили навстречу свадебному кортежу. Молодой человек, сопровождавший невесту и ехавший с ней на одной подводе, помогал ей сойти и, держа своей правой рукой ее правую руку, торжественно вводил ее в "нускала цIа" в "комнату невесты". С этого момента молодой человек становился доверенным лицом и другом молодой семьи. Когда невеста переступала порог дома, одна из женщин семьи жениха стелила под ноги невесте коврик и веник, которые невеста должна была поднять и отложить в сторону, а другая осыпала невесту сладостями (конфетами, печеньем, разменной монетой и др.). Этим обрядом символически выражалось пожелание невесте "сладкой", обеспеченной жизни. Затем в чайной ложечке невесте подносили мед и масло, предварительно дав это свекрови. Символически этот обряд означал пожелание: "Будь мягка, как масло, и сладка, как мед"*, то есть безропотной и ласковой в новой семье.

Затем невесте в руки давали мальчика-младенца. Она ему давала деньги. Этот обряд выражал пожелание невесте иметь сыновей. После этих церемоний невесту ставили в уголок за занавеской. Сюда посмотреть на невесту заходи и старые и молодые. Невеста стояла под вуалевым или шелковым покрывалом. Осмотрев невесту и дав ей оценку ("красивая", "некрасивая", "жених красивее" и др.), гости выходили из комнаты. Девушки, окружающие невесту, усаживали ее до появления нового посетителя. Каждого нового посетителя невеста должна была встречать стоя. На второй и третий день посетителей становилось значительно меньше.

В первый же день свадьбы в комнату к невесте приходил мулла с Кораном в руках для свершения религиозного обряда регистрации брака по шариату. В присутствии одной из старших женщин у невесты спрашивали ее согласие стать женой молодого хозяина дома.

Все дни свадьбы жених фактически не показывался. Он находился в доме дружка или родственников, неподалеку от своего дома. Его окружали друзья, которые не давали ему скучать. Хозяева дома готовили для него и его друзей праздничные угощения, им приносили сюда угощения со свадебного стола. Если невеста была из одного с ним села, он вечером уходил к сестрам невесты и проводил там время.
 
На третий день на свадьбу к жениху принято было приглашать родственников невесты мужчин. Приглашенным, которых было не больше 5 6 человек, оказывали торжественную встречу и приглашали по возможности к изысканному столу.

Заключительной частью свадебного обряда являлся первый выход невесты за водой в сопровождении девушек, молодых женщин и детей через две недели после свадьбы. К этому дню готовились заблаговременно и очень тщательно. Приглашались близкие родственники и соседи, готовились праздничные блюда, играла гармонь. Невеста в окружении женщин, девушек и детей с кувшином в руках отправлялась к колодцу или роднику, которые обычно находились далеко от дома. Братья жениха возвещали начало этой процессии выстрелами. По приходу к роднику невеста наполняла кувшины всем женщинам и девушкам, находившимся у родника. Сюда приходило большое число молодых людей в поисках невест..

Вернувшись домой, по-праздничному отужинав, молодая становится рядовым членом своей новой семьи. Через несколько месяцев после свадьбы родители невесты снаряжали молодежь навестить замужнюю дочь. Молодые родичи несли в дом йоI-йиша "дочери тайпа" (букв . "дочь-сестра") различные яства и подарки для стариков. Там их встречали с почетом, устраивали для них веселье, организовывали угощение. В этом празднестве участвовали родственники и друзья жениха. Через день-два пришедших провожали с подарками домой.

Первое возвращение новобрачной в родительский дом происходило не раньше года, чаще после рождения первого ребенка. Новобрачная должна была привезти подарки как родителям, так и дядям, тетям, братьям, сестрам, их детям, а также гостинцы (куры, пироги, халву, лепешки, конфеты чай). Приезжала она в сопровождении женщин и детей из дома мужа. У родителей новобрачная гостила месяц и больше. Родители готовили ответные подарки для "захалаш" и для дочери. Обычно отец или дядя дари ли ей корову или буйвола. Этот обряд назывался "бежан тIехьа-дувза" "привязать скотину к подводе". Весь свадебный цикл был пронизан развитой религиозно-магической обрядностью, которая должна была обеспечить благополучие новой семьи.
Категория: Статьи | Просмотров: 7256 | Добавил: InGstyle | Рейтинг: 5.0/7 |

Чечено-Ингушский портал ВайМохк - новости, музыка, видео, фото.
Всего комментариев: 9
9 Bella  
0
i ya ochen' ochen' schastliva!!!!!! nashi tradicii samye samye!!!!

8 микаил ингуш 06  
0
красавчики ингуши ))))))) красиво написали)))) ребята вы просто молодцы_

7 ГОРДАЯ_ингушка  
0
Салам алейкум нахи,эггар хозах д0л хьам д,алхьамдуллилахь'далла аьндале вай дусадолш вай доакхал ди дисш хьам д'бркал и респект йа3йачин!:-)

6 месси  
0
Только по-моему временные рамки нынче намного сократили)))
А в общем очень все красиво!))

5 ИНГУШКА___06  
0
а где это Я????? cry

4 DFM  
0
ссылка на этот же текст?
я его в инете нашла, немного отредактировала правда. кто автор этого текста не знаю.

3 Ислам  
0
А есть автор или хотя бы ссылка?

2 Дадий_йо1  
0
Дал аьндале, масихан ишт худда wink

1 Линси  
0
Я счастлива,что всё что здесь написано,сохранилось и соблюдается ИНГУШАМИ до сих пор!!! smile smile smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz