Товарищи делегаты! Уважаемые гости!
В истории ингушского народа бывали различные форумы, которые названы съездами и на которых решались неотложные социально-политические задачи. Не все они по своему содержанию и характеру могут быть отнесены к рангу съезда.
Но среди них особо выделяется Первый съезд революционного ингушского народа, состоявшийся в селении Базоркино 4 февраля 1919 года, на котором по предложению С. Орджоникидзе была провозглашена независимая Горская Советская Республика.
В составе этой республики была объявлена и Ингушская автономия. Именно поэтому мы сегодня по праву именуем этот съезд Первым съездом ингушского народа. От этой даты, то есть 4 февраля 1919 года, начинается отсчет национальной государственности ингушей в советский период.
В этой ситуации исключительно важное значение имеет опубликованный в советской печати 17 августа 1989 г. Проект платформы КПСС « Национальная политика партии в современных условиях».
Это важнейший документ Коммунистической партии по национальному вопросу, впервые вынесенный на всенародное обсуждение, ибо, как отмечается в этом Документе, «...деформации общественного развития, начавшиеся вскоре после смерти В. И. Ленина, пагубно отразились и на межнациональных отношениях».
Межнациональные отношения сегодня очень осложнились, и произошло это, прежде всего из-за пренебрежения к истории целого ряда народов по вине Сталина и его преступного окружения.
Совершенно правильно сказано в Проекте платформы КПСС: «Одной из серьезных причин обострения национальных проблем явились массовые репрессии, в особенности переселение целых народов из мест их традиционного жительства в другие республики и регионы. Такая участь постигла калмыков, карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев, крымских татар, турок-месхетинцев, немцев, корейцев, греков, курдов. Необоснованно обвинялись в национализме и преследовались многие партийные и государственные работники республик, представители национальной интеллигенции».
Разрезать узел противоречий в национальном вопросе без решения государственно-правовых проблем невозможно, и справедливо сказано в Проекте платформы КПСС: «Любые попытки ущемления людей по национальному признаку должны рассматриваться как неприемлемые, противоречащие принципам советской государственности».
Конечно, Проект платформы партии не может охватить все стороны развития межнациональных отношений на современном этапе. И все же, на наш взгляд, нельзя было обойти такую кричащую проблему: как ликвидировать последствия репрессий целых народов? Кроме того, в Проекте платформы названы не все репрессированные народы, чья автономия до сих пор не восстановлена.
В этой плоскости заслуживает серьезного и вдумчивого рассмотрения следующее положение в Проекте платформы КПСС: «Принять все меры к решению проблем Нагорно-Карабахской автономной области, крымских татар, немцев Поволжья, греков, курдов, корейцев, турок-месхетинцев и других».
Исходя из сказанного, мы и рассмотрим ингушский вопрос и политическую ситуацию в северокавказском регионе в свете важнейших для страны рекомендаций, выдвинутых в Проекте платформы КПСС.
1
Нынешнее положение ингушей создалось не вдруг, а постепенно, исподволь. Начало вытеснению ингушей своих исконных исторических земель было заложено еще в XVIII веке русским царизмом. Но то, что сделали с ингушским народом по части ущемления его прав в советский период по своим масштабам намного превосходит сделанное царизмом.
Процесс этот начался уже на заре строительства ингушской автономии, после кончины В. И. Ленина, и шел с нарастающими темпами во все последующие годы вплоть до сегодняшнего дня.
После смерти В. И. Ленина Сталин приступил к исполнению своих чудовищных замыслов по уничтожению целых народов, создавая за счет репрессированных народов особый режим наибольшего благоприятствования для отдельных этносов, не стесняясь при этом в выборе средств и методов.
Уже в 1925 году Сталин наносит свой первый удар по ингушской автономии – это его, пока еще осторожная попытка вывести из Владикавказа учреждения Ингушкой автономной области с целью передачи города Северной Осетии.
Как известно, центром Ингушской и Северо-Осетинской автономных образований в первые годы Советской власти являлся город Владикавказ. В то же время сам Владикавказ оставался самостоятельной административной единицей, подчиненной, как и двё автономные области, Северо-Кавказскому крайисполкому — и таким образом, городом стали распоряжаться три хозяина: Ингушская автономная область, Северо-Осетинская автономная область и Северо-Кавказский крайисполком.
В течение четырех лет такое положение считалось нормальным и не встречало возражений ни с чьей стороны.
В 1928 году Северо-Кавказский краевой комитет РКП(б) во главе с А. А. Андреевым по указанию Сталина, который исходил из тайных, закулисных ходатайств тогдашнего руководства Северной Осетии, принял постановление о передаче города Владикавказа Северо-Осетинской автономной области и переносе центра Ингушской автономной области в поселок Назрань.
Категорические возражения Ингушского обкома и облисполкома, а также многочисленные жалобы ингушей, адресованные М.И. Калинину, С.М. Кирову, Г.К.Орджоникидзе, вынудили Советское правительство отменить это несправедливое решение, ущемляющее интересы Красной Ингушетии. ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР признали ошибочным вышеуказанное постановление, чтобы не создавать недовольство и трений между ингушским и осетинским народами. Так была отбита вторая попытка определенных антиингушски настроенных кругов Северной Осетии завладеть Владикавказом.
Бывший командир партизанского отряда, ингуш Сонтаал Бузуркиев, который в конце 20-х годов являлся членом ЦИК СССР, отмечал, что, будучи в Москве, на сессии ЦИК СССР, он попросил Серго Орджоникидзе устроить ему встречу со Сталиным, Орджоникидзе сказал: «Ничего у тебя не выйдет, Сонтаал. Мы с М. И. Калининым предлагали: либо отдать город ингушам, либо разделить его по Тереку, передав правую часть города вам, левую – осетинам. Товарищ Сталин не согласился с нами».
Вопрос о городе Орджоникидзе (в 1931 г. Владикавказ по инициативе Ингушского обкома ВКГI(б) и облисполкома был переименован а город Орджоникидзе) решили летом 1933 года, когда ЦК ВКП(б) принял постановление о слиянии Ингушской и Чеченской автономных областей и создании Чечено-Ингушской автономной области с центром в городе Грозном. А город Орджоникидзе, таким образом, стал центром Северо-Осетинской автономной области.
В январе 1934 года была Образована Чечено-Ингушская автономная область под благовидным предлогом объединения Чеченской и Ингушской автономных областей в «однонациональную» республику, а противника этой политической аферы первого секретаря Ингушского обкома ВКП(б) Идриса Зязикова, лично Сталину высказавшего возмущение ингушей этими закулисными политическими играми в 1928 г., Сталин репрессировал, предварительно сняв его с поста секретаря Ингушского обкома ВКП (б). Похоронен Идрис Зязиков где-то в Тыртовой роще, на окраине Грозного, и местонахождение его могилы чекисты Чечено-Ингушетии держат до сих пор в тайне, лишая ингушский народ возможности поклониться праху пламенного большевика-ленинца, члена ЦИК СССР, крупного партийного и государственного деятеля.
В 1934 году закончился период самостоятельного, а главное, успешного развития ингушского народа. По воле Сталина его автономия была просто стерта с географической карты. Вопрос, касающийся двух народов – чеченского и ингушского, - этот диктатор решил волевым методом, не спрашивая согласия этих народов, в угоду интересам Северной Осетии. Трудно объяснить такое благоволение «великого вождя» к осетинам, если не его кровным родством с осетинами.
Депортация ингушей и чеченцев в 1944 году преследовала далеко идущие захватнические цели определенных кругов Осетии. Вопрос этот рассматривался на Политбюро, в Государственном Комитете Обороны по инициативе Сталина и Берия. Готовили вопрос заместитель Берия Кобулов и несколько генералов-осетин из ведомства Берия.
В этой связи интересно сообщение народного депутата СССР Роя Медведева. Ещё в 1951 году в журнале «Социалистический вестник» (орган Социалистического интернационала) было опубликовано свидетельство полковника Токаева (осетина по национальности), перебежавшего на Запад в конце войны. Он заявил, что решение о ликвидации Чечено-Ингушской АССР было, принято после обсуждения на совместном заседании Политбюро и Государственного Комитета Обороны 11 февраля 1943 года. На заседании прозвучали два мнения: Молотов, Жданов, Вознесёнский и Андреев предложили ликвидировать Чечено-Ингушскую АССР и немедленно выселить чеченцев и ингушей с Северного Кавказа; Ворошилов, Каганович, Хрущев, Калинин и Берия предложили повременить с выселением до полного освобождения Северного Кавказа от немецкой Оккупации. К этому мнению присоединился и Сталин. Лишь один Микоян, соглашаясь в принципе, что чеченцы и ингуши должны быть выселены, высказал опасение, что такая акция повредит репутации СССР за границей, что и произошло позже на международной арене.
Следует отметить, что уже в марте 1943 года Берия успел дать указания особым отделам относительно чеченцев и ингушей, находившихся на фронтах Великой Отечественной войны. Именно по его указке ратные подвиги чеченцев и ингушей не отмечались, им не присваивались воинские звания. В конце концов, видя бесполезность своих стараний, командиры и политруки вообще перестали представлять их к наградам за боевые подвиги. Машина предстоящей репрессии была уже запущена.
Весьма примечательным в истории чеченцев и ингушей является следующий факт. За весь период войны и позже в Чечено-Ингушетии не было ни одного судебного процесса над изменниками Родины из числа ингушей и чеченцев, что является ярким доказательством их невиновности.
25 июня 1946 года (спустя два года и четыре месяца после нашего выселения) на заседании Верховного Совета РСФСР (седьмая сессия) принимается Закон «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область».
Следует еще добавить к сказанному, что ни один больной из числа ингушей и чеченцев, находившихся в больницах, не остался в живых — все они были умерщвлены по указанию недочеловеков Берия и Кобулова.
В Северной Осетии в то время не скрывали своих планов захвата территории соседних народов, облачая их в партийные формулировки. Вот выдержка из доклада секретаря Северо-Осетинского обкома ВКП (б) на ХIII областной партконференции, проходившей в феврале 1949 г. в городе Дзауджикау (Орджоникидзе):
«В начале 1944 года в жизни нашей республики произошли крупные исторические события. Благодаря постоянным заботам большевистской партии, лично товарища Сталина в феврале 1944 года Советским правительством были приняты государственной важности решения по дальнейшему развитию и укреплению Северо-Осетинской АССР. К Северной Осетии были присоединены новые районы среди них — город нефтяников Малгобек, Моздокский и Курпекий районы. Вследствие этих мероприятий территория нашей республики увеличилась до 50 процентов».
2
Товарищи! Особо следует остановиться на проблеме города Орджоникидзе.
За последние десятилетия некоторыми осетинскими историками создана различная литература, в которой делаются попытки фальсификации действительных исторических событий и фактов с целью доказать, что осетины являются аборигенами Кавказа и, в частности, на землях, где расположены город Орджоникидзе и Пригородный район, они, дескать, живут чуть ли не с древнейщих времен. Такая интерпретация истории проводится для того, чтобы оправдать акты насилия в отношении ингушей в течение длительного времени. В связи с этим следует вспомнить некоторые факты и события прошлого.
Непреложная истина состоит в том, что ингуши – коренные жители Северного Кавказа, а осетины — пришельцы. В то время, как предки осетин – аланы появились на Северном Кавказе в IV веке нашей эры, а сам осетинский народ как таковой сформировался из остатков аланских племен лишь в позднем средневековье, ингуши жили в центральной части Северного Кавказа пять тысячелетий тому назад. «Если же интересующий нас вопрос о происхождении ингушей,— пишет крупнейший кавказовед, лауреат Ленинской премии профессор Е. И. Крупнов,— а в целом и происхождении всего вайнахского народа, не отрывать от общей проблемы происхождения иберийско-кавказского этнического массива, то с еще большей долей уверенности можно говорить о местном, автохтонном развитии всего этого Массива на Кавказе уже с III тысячелетия до н. э. Совокупностью антропологических, археологических, исторических, лингвистических и этнографических данных подтверждается давнее и сугубо местное происхождение и развитие этнического ядра, которое в наши дни именуется ингушским народом, составляющим одно из слагаемых нахского этнического массива Кавказа» (Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971. С. 57). И еще цитата: «По археологическим, этнографическим, антропологическим данным ингуши также могут рассматриваться как представители населения Кавказа, ощутимые сведения о которых уходят в глубь веков, вплоть до Новокаменного века» (Там же. С. 202). Письменные сведения об ингушах встречаются еще в сочинениях античных авторов Страбона, Плиния, Птолемея и др., локализующих древние ингушские племена на северных склонах Кавказского хребта, по правому берегу Терека.
Что же касается города Орджоникидзе (Владикавказ), то он основан на месте одного из ингушских аулов на правом берегу Терека — Дзаур-коу. Сегодня некоторые осетинские авторы всячески стараются обойти, игнорировать этот факт, хотя и неудачно.
Один из ведущих. русских историков Семен Броневский, описывая общественное устройство, быт и правы ингушей, отмечал, что «деревни их Заурово и Джерах почитаемы за сборные места двух разных обществ» и что «по именам главных их деревень русские называют их зауровцами и джераховцами, а вообще кистинцы» (Броневскнй Семен. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. С. 153—16О).
Следовательно, селение Заур (а точнее — Заур-коу, то есть двор, поселение Заура), на месте которого была заложена крепость Владикавказская, являлось одним из главных Населенных пунктов Ингушетии и играло важную организующую роль в политической жизни ингушского народа.
Известный русский ученый-кавказовед П. Г. Бутков писал: «Весною 1784 года для сообщения Грузии с Моздоком основана у входа в Кавказские горы, в урочище Заур, Владикавказская крепость» (Бутков П.. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1792 по 1803 г. Часть вторая. СПВ. С. 131). И далее: «Прежде всего, для связи Кавказской линии с Грузией, в 1784 году построена отрядом войск крепость у Терека, при входе в ущелье Кавказских гор, при ингушевской деревне Зауре, и названа Владикавказом» (Там же. С. 165).
В одном из выпусков «Сборника сведений о Терской области» в статье «Областной город Владикавказ» об основании этого города сказано так: «В 1784 году для соединения Кавказской линии с Грузией, построена отрядом войск крепость у. Терека при входе в ущелье Кавказских гор при ингушском урочище Зауре и названа Владикавказом. B скором времени, по устройству Владикавказа, в окрестностях его поселились спустившиеся с гор осетины» (Сборник сведений о Терской области. Выпуск 1-й. Владикавказ 1878. С. 59). Отсюда следует вывод: осетины появились в окрестностях Владикавказской крепости лишь спустя определенное время после ее основания, в то время как ингуши с давних пор жили в селении своем Заур-коу, где была заложена Владикавказская крепость.
Д. В. Ракович в брошюре, посвященной 50-летию города Владикавказа, пишет - следующее: «Известный бытописатель Кавказа прошлого столетия Бутков говорит, что раньше, до прихода русских, на этом месте расположено было ингушское селение Заур.
Сами осетины своим наименованием Владикавказа Дзауджи-Кау подтверждают как бы справедливость показаний Буткова, т.к. Дзауг есть имя собственное Заур, а Kay — значит селение; иначе селение Заура. Никак нельзя согласиться с тем, что на месте нынешнего Владикавказа раньше стоял аул Капкай, так как земля эта с незапамятных времен принадлежала ингушам. Осетины появляются около Владикавказа в год учреждения крепости, согласно призыву кн. Потемкина...» (Ракович Д.В. Прошлое Владикавказа. Краткая историческая справка ко дню пятидесятилетнего юбилея города. Владикавказ, 1911. С. 2—3).
В 1786 году, пишет далее Д.В. Ракович, когда русское войско, спасаясь от возможного нападения предводителя горцев Чечни и Дагестана Шейх-Мансура, покинуло крепость Владикавказскую, ушли в глубь гор и осетины, жившие около этой крепости, а ингуши как жили раньше, так и остались жить на своих местах. «В 1803 году возобновлена была крепость Владикавказская и ряд других укреплений, соединивших ее прочно с Моздоком. В этом же году осетины снова спустились с Тагаурских гор и поселились уже навсегда около валов южного фаса крепости» (Там же. с. 7).
Профессор Е. И. Крупнов, исследуя проблемы происхождения ингушских тейпов (родов, фамилий), пишет, в частности, что «фамилая Мальсаговых (вяр тергимхоевской тейпы) была сильна и многочисленна еще в середине XVIII века, известно, что сын главы этого вяра Мальсагов Дзавг (Дзаур) основал на плоскости ингушский аул Заур... На этом месте в 1784 году возник г. Владикавказ (Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.С. 166).
Эти свидетельства о прямой исторической принадлежности ингушам земли, где расположен город Орджоникидзе (Владикавказ), достаточно авторитетны и позволяют сделать два вывода:
1) город Орджоникидзе (Владикавказ) основан на месте древнего ингушского селения Заур-коу, являвшегося одним из главных общественных центров Ингушетии;
2) на территории, занимаемой городом Орджоникидзе (Владикавказ), и его окрестностях ингуши жили с незапамятных времен, а осетины поселились около Владикавказской крепости на левом берегу Терека лишь после основания этой крепости. Причем, крепость Владикавказская по просьбе ингушей была заложена на правом берегу Терека.
Более подробно история возникновения гор. Владикавказа исследована в работе краеведа Шукри Дахкильгова «В защиту бесспорных истин», в которой дается научно обоснованный отпор фальсификаторам истории основания Заурово и Владикавказа.
Тот факт, что все земли на правом берегу Терека, а значит и место, где находилась крепость Владикавказская, принадлежали ингушам, получил отражение и в договоре от 23 августа 1810 года (подписанном, кстати, в крепости Владикавказской). Так, в пункте третьем этого документа о территориальных правах ингушей говорится «Землями и лесами пользоваться предоставляется им безвозвратно по правую сторону течения реки Терек».
С самого начала своего возникновения Владикавказ являлся административным, торгово-экономическим и духовным центром ингушского народа. Поэтому и защищали ингуши Владикавказ от посягательств других кавказских племен в последующие годы. Поэтому и отбили и очистили ингуши Владикавказ от белогвардейских частей в 1918—1919 годах.
Никакие мотивы иного характера не могли бы заставить ингушский народ умирать за это место — веками ими руководило чувство Родины.
Забегая вперед, хотелось бы отметить следующее.
23 февраля 1944 г., в день нашего выселения, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о переименовании города Орджоникидзе в город Дзау-джикау. Газета «Социалистическая Осетия» писала по этому поводу «Переименование отвечает культурным и экономическим интересам осетинского народа. В этом акте видна личная забота Сталина об осетинском народе, его настоящем и будущем...» («Социалистическая Осетия, 1 марта 1944 г.).
А 24 февраля 1954 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о переименовании города Дзауджикау в город Орджоникидзе. И снова газета «Социалистическая Осетия» торжествует: «...Трудящиеся Северной Осетии с глубокой радостью, удовлетворением встретили Указ о переименовании города Дзауджикау в город Орджоникидзе, отвечающий их воле и чаяниям...» («Социалистическая Осетия», 26 февраля, 1954 г.).
Уже в наши дни в Северной Осетии делают неуклюжие попытки снова переименовать город Орджоникидзе в Дзауджикау. Целая кампания организована, чтобы доказать целесообразность этой затеи. Особенно ретиво в этой кампании выступают писатели А. Кодзати и Р. Тотров. В этой связи любопытно вспомнить о том, что писала газета «Социалистическая Осетия» в 1954 году: «Установлено, что переименование города Орджоникидзе в город Дзауджикау связано с враждебными действиями Берия и его банды». (Социалистическая Осетия», 26 февраля, 1954 г.). А как прикажете называть нынешних поборников переименования города Орджоникидзе?
Во Владикавказе (Орджоникидзе) росли и крепли литература и искусство, экономика, история, просвещение ингушского народа.
Основные революционные события, происходившие в Ингушетии в 1918—1919 гг., также связаны с этим городом, не говоря уже о Пригородном районе. В августе 1918 года, когда белоказачье-осетинские банды полковников Беликова, Кибирова ворвались в город Владикавказ и окружили здание, где заседали делегаты IV съезда народов Терека, когда, по образному выражению С. Орджоникидзе, Советская власть «висела на волоске», когда другие народы Северного Кавказа, как писал С. Орджоникидзе, «выжидали исхода борьбы» ингуши, все как один, выступили в защиту новой, Советской власти.
На V съезде народов Терека С. Орджоникидзе заявил: «Я никогда не скрывал, что Советская власть вновь была утверждена волей трудового ингушского народа». «Мы были уже не одни,— писал С. Орджоникидзе в докладе Совнаркому РСФСР.— Выступили ингуши, этот авангард горских народов, за которыми потянулись, если не активно, то во всяком, случае своей симпатией, все остальные горцы» (Орджоникидзе Г. К. Статьи и речи. Т. 1. М., 1956. С. 68).
Участие ингушей в революционных событиях на Северном Кавказе по своей значимости знаменательно не только для них, но и для других народов Северного Кавказа.
Генерал Деникин, начиная свой поход против молодой Терской Советской Республики, прежде всего беспокоился, пропустят ли ингуши добровольческую армию через свою территорию. Начало гражданской войны показало, что Ингушетия остается красной несмотря на жестокий террор белых, и не намерена уступить Деникину.
О роли ингушей в гражданской войне тот же Деникин впоследствии писал: «Участие этого народа в политической жизни края далеко не соответствует его численному составу. Ингуши —наименее численный и наиболее спаянный военной организацией народ оказался по-существу вершителем судеб Северного Кавказа. В августе (1918 года— Б. К.), когда казаки и осетины овладели Владикавказом, ингуши своим вмешательством спасли Терский Совет комиссаров» (Деникин А. И. Очерки русской смуты. T. IV. Берлин, 1925, С. 97). Даже непримиримый враг Советской власти генерал Деникин признавал нелицеприятную для него правду о революционной роли ингушей.
Свою преданность революции сыны трудового ингушского народа продемонстрировали не только у себя на Кавказе, но и в далеком Петрограде, колыбели Октябрьской революции. В августе 1917 года, когда к революционному Петрограду вплотную подошли войска Корнилова и над городом нависла смертельная угроза, Ингушский полк, шедший в авангарде дикой дивизии, первым отказался стрелять в питерских рабочих и повернул назад. Его примеру последовали другие полки Дикой дивизии.
Об этом событии Деникин впоследствии писал: последние дни августа Петроград представлял из себя разворошенный муравейник. И, несмотря на громкие, возбуждающие призывы своих вождей,— призывы, скрывавшие неуверенность в собственных силах, революционная демократия столицы (Временное правительство.—Б. К.) переживали смертельные тревоги. Приближение к Петрограду ингушей заслонило на время все прочие страсти, мысли и интересы. А многие представители верховной власти торопливо запасались уже заграничными паспортами» (Деникин А. И. Очерки русской смуты. Т. II, Берлин, 1925. С. 57).
Можно привести еще множество свидетельств и документов о революционной роли ингушей в борьбе за установление Советской власти на Северном Кавказе. Но напрасно сегодня искать на территории нынешней Северной Осетии мемориальные доски и памятники, подтверждающие революционную роль ингушей. Нет и данных об ингушах в республиканском краеведческом музее и в музее революции им. С. М. Кирова и Г. К. Орджоникидзе. Переименованы села, улицы и памятные места, связанные с деятельностью ингушских революционеров и общественных деятелей.