Ранним утром 12 апреля 1869 года из
ворот Петропавловской крепости выехала закрытая полицейская карета и, минуя
центр столицы, направилась к Московскому вокзалу Николаевской железной дороги.
Между сумрачными жандармами сидел
сухощавый молодой человек с высоким лбом и правильными чертами лица. Невольным
спутникам предстоял дальний путь.
В дорожной сумке жандармского
унтер-офицера лежал секретный пакет. Чинам тайной полиции столицы предписано
было доставить бывшего студента юридического факультета Петербургского
университета, «опасного преступника, покушавшегося на ниспровержение
существующего строя», А.-Г. Долгиева в жандармское управление Терской области. Думается, что любознательный читатель тоже хотел бы
побольше узнать о герое нашего очерка.
Имя Адиль-Гирея Долгиева до настоящего
времени еще остается мало известным широкому кругу. В скупых и отрывочных
сведениях сообщается, что он был участником в «Нечаевском деле» «Нечаевского
процесса».
Выдавая себя за представителя
несуществующего «Всемирного союза», С. Нечаев создал тайную организацию
анархического толка. Называлась она («Народная расправа» и состояла из
небольших кружков. От членов организации Нечаев требовал беспрекословного
подчинения, в деятельности своей не останавливался перед крайними средствами.
Так, вместе со своими сообщниками в Москве он совершил убийство ни в чем не
повинного студента И. Иванова. Трагедия эта произошла в гроте Петровской
академии 21 ноября 1869 года.
На смерть Иванов был осужден только за
недоверие к сомнительным заявлениям С. Нечаева, «за отступничество». Однако
больше всего руководитель организации боялся разоблачения своих действий перед
студенческой массой.
Следует сразу отметить, что А-Г.
Долгиев, как и большинство революционно настроенных студентов, не примыкал к
кружкам, основанным анархистом С. Г. Нечаевым, не разделял его тактики и
программы. Нет никаких документальных данных, подтверждающих, что Долгиев, как
и большинство студентов-кавказцев, обучавшихся в то время в учебных заведениях
Москвы и Петербурга, входил в какой-либо из нечаевских кружков.
Акт убийства Иванова царское
правительство использовало для расправы над участниками революционных
выступлений студенческой молодежи в 1868—1869 годах. Оно организовало в этих
целях громкий судебный процесс, придав ему сугубо уголовный характер.
А.-Г. Долгиев был арестован в
Петербурге в начале марта 1869 года. К следствию и суду в период подготовки и
проведения «Нечаевского процесса» не привлекался. Однако Адиль-Гирей не избежал
серьезных репрессий.
Он был выслан на родину, туда, где у
южного склона Малокабардинского хребта раскинулось село Дахкильг-Юрт, ныне
Долаково.
В Дахкильг-Юрте в Ёрестьянской семье
Олмаза и Изи Долгиевых родился сын, нареченный Эдал-Гиреем (Адиль-Гирей).
У него было три брата: Бунахо, Джанчор
и Эсто. Все они были старше Адиль-Гирея.
О детских годах Адиль-Гирея осталось
мало свидетельств. Его юность прошла среди сверстников в родном ауле. Народные
песни и сказания проникали в душу мальчика, пробуждая любовь к родному краю, к
его многострадальному народу и героической истории. В ранний период жизни
Адиль-Гирея семья Олмаза Долгиева ничем не отличалась от большинства других
сельских семей, жизнь ее протекала в борьбе за существование. Кукурузный чурек,
кружка молока составляли обычный завтрак и ужин. В памяти его сохранились
события, происходившие в те годы в родном крае.
Вслед за жестоким подавлением восстания
ингушского крестьянства в мае 1858 года, известного как «Назрановское
возмущение», целый ряд аулов насильственно выселяется, а жители согнаны с
насиженных земель. Одновременно производилась раздача земельных угодий местным
феодалам, прислужникам царизма.
Так, западнее Дахкильг-Юрта осетинский
Алдар Дударов получил от царского правительства 5500 десятин земли и поселился здесь
со своими подвластными, основан село Толста-Юрт (современное селение Зилга). На
левом берегу Камбилеевки получил земли Алдар Тхостов, которому наместник
Кавказа отвел 1150 десятин. Одним росчерком пера удостоился 2800 десятин земли местности
Сут-Кох, что южнее названного выше села, полковник Мусса Алхастович Кундухов.
Таким образом, крестьяне Дахкильг-Юрта,
Той-Юрта, Черки-Юрта и других поселений лишились пахотных земель, сенокосов и
лесов, которыми они еще недавно пользовались.
Капитализм нуждался в грамотных людях,
образованных чиновниках, переводчиках, знакомых с местными условиями и бытом
коренного населения. В этих целях на Северном Кавказе создавались первые школы.
Одним из первых учебных заведений в крае была Ставропольская мужская гимназия. В конце первой половины прошлого
столетия при Ставропольской гимназии было открыто подготовительное отделение с
пансионатом для детей горцев. Одним из первых учащихся из числа чеченцев и
ингушей в этой гимназии стали Чах Ахриев, Адиль-Гирей Долгиев и Инал
Бекбузаров. Здесь они начали овладевать «кяхат-мотт» - «языком бумаги»,
российской грамотой.
Вопреки устремлению официальных «столпов
просвещения, Ставропольская гимназия способствовала формированию демократической
интеллигенции из представителей горских народов.
В последние годы учебы в гимназии А.-Г.
Долгиев решает продолжить образование в университете. Заручившись поддержкой сельского
схода, Адиль-Гирей обращается с прошением к властям Терской области об оказании
ему помощи в поездке на учебу в Петербург и установлении стипендии.
Страстное желание получить высшее
образование и стремление принести пользу своему народу стали тем стимулом,
который помог молодому горцу преодолеть все трудности и стать студентом юридического
факультета Петербургского университета.
Столица произвела на Долгиева
оглушающее впечатление. Но Петербург был двуликим: один – бюрократический,
официальный, монархический, другой – демократический, революционный, где
ковались мужественные революционеры.
Жизнь показала ему, что студенты из простого
народа ведут нищенский образ жизни и от недоедания болеют. Не имея средств на
лечение, нередко умирали его друзья.
Адиль-Гирей быстро приобщается к
студенческой жизни, связывается с Кавказским землячеством, участвует в кружках
и сходках студентов.
Студенчество неустанно устраивает
всевозможные вечера и концерты в пользу своих землячеств и, по словам Л. В.
Успенского, «особенно старались всегда кавказцы».
Учебу Долгиев сочетает с работой над
расширением своего кругозора, читает произведения Чернышевского, Добролюбова,
Герцена, Белинского, становится и активным читателем журнала «Современник». Под
их воздействием он начинает проникаться идеями русских революционных
демократов, критически относиться к окружающей действительности.
Общественная деятельность Долгиева
началась в одну из самых напряженных и сложных эпох истории русского общества
прошлого столетия. Героическую борьбу против царской камарильи и императора
Александра II вели тогда группы самоотверженных борцов, стремившихся подорвать
ненавистный строй произвола и насилия,
поколебать его путем террора, уничтожения царских сатрапов.
В. И. Ленин назвал эту борьбу
«отчаянной схваткой с правительством горстки героев»
Коллективные чтения запретных книг,
диспуты, обмен мнениями и горячие споры пробуждали стремление принять активное
участие в борьбе против социальной несправедливости, расширяли горизонт и общественные
интересы молодежи.
Политические выступления студентов
подготавливались в трудных условиях «белого террора», когда Россия переживала
страшную реакцию, последовавшую после известного покушения Каракозова на
Александра II.
На пороге 70-х годов царское
правительство оказалось перед лицом событий, нарастание которых таило серьезную
угрозу.
В ночь с 13 на 14 марта были произведены повальные
аресты студентов Медико-хирургической академии, а утром ее уже закрыли.
О размерах студенческого движения в те дни говорит и
такой факт. В отдельных сходках, например, в той же академии участвовало 1500
человек из 2000 ее питомцев.
Активное участие в выступлениях студентов университета
и медиков принимал и Адиль-Гирей Долгиев. Жизнь вписывала новые страницы в его
биографию. Несмотря на массовые репрессии, волнения в университете и Технологическом
институте продолжались.
20 марта в Университет пожаловал сам Трепов,
оберполицмейстер Петербурга. Вожаки движения были арестованы еще ранее и заключены
в Петропавловскую крепость и на гауптвахту.
В эти дни только из одного университета было исключено
38 студентов, в том числе 14 кавказцев. По распоряжению Трепова многих
арестовывали и без суда и следствия высылали в административном порядке под
надзор полиции. Арестованный
в первые дни студенческих выступлений Адиль-Гирей Долгиев был заключен в один
из казематов Петропавловской крепости.
После почти месячного следствия «за принятие участия в
преступных замыслах против священной особы» Адиль-Гирей из каземата
Петропавловской крепости был выслан под строгий надзор полиции в Терскую
область. Одновременно он был лишен права поступления в высшие учебные
заведения.
В сопроводительном документе за № 3414
санкт-петербургский полицмейстер Трепов предписывал: «Подчинить Долгиева на
месте высылки надзору без права отлучки с места жительства».
Начальник главного управления наместника Кавказа барон
Николаи в мае 1869 года в секретном документе за № 242 также требовал учредить
за А.-Г. Долгиевым полицейский надзор с воспрещением покидать место поселения.
По прибытии во Владикавказ Адиль-Гирей был сдан
жандармскому капитану «в исправном виде», а затем водворен в родной аул, где
должен был жить постоянно.
Началось томительное существование под недремлющим
оком местного пристава. Попытки поступить на службу, найти применение своим
знаниям в крае, где особенно нуждались в образованных людях, не увенчались
успехом.
Время уходило на составление бесконечных прошений,
ходатайств о разрешении поступить на какую-либо работу.
Наконец, уже после снятия полицейского надзора, Долгиеву
удается устроиться учителем в Назрановскую горскую школу, открытую 14 февраля
1868 года для «вольноприходящих» учеников.
Под эту первую в Ингушетии школу было отведено
помещение пересыльной тюрьмы Назрановской крепости. Учились в ней только
мальчики.
На первых порах школа испытывала большие затруднения.
К тому же местное духовенство всячески старалось насадить в школе порядки, существовавшие
в религиозных медресе.
В тяжелые годы становления первой школы в Ингушетии Адиль-Гирей
Долгиев, поборник просвещения своего народа, борется за создание нормальных
условий для учебы детей.
Почувствовав к себе гуманное отношение, чуткая детвора
тянется к новому учителю, свое любопытство и бесчисленные «как» и «почему» адресует
к нему. А он все свои силы и знания отдает им, старается посеять интерес во впечатлительной
детской душе, пробудить любовь к чтению, знакомит ребят со сказками и доступными
для их понимания произведениями Пушкина, Лермонтова, Толстого и других
писателей, стремится приобщить учащихся к передовой русской культуре.
Адиль-Гирей обращает внимание на физическое развитие
ребят. По своей инициативе он вёдет уроки гимнастики, привлекает учащихся к
уходу и обработке школьного сада.
Река Сунжа, в которой были естественные запруды,
служила местом для обучения мальчиков плаванию. Молодой учитель пробуждал в
детях любовь к природе, в свободное время организовывал походы по близлежащим
местам, одновременно рассказывал им об исторических событиях, происходивших в
крае, прививая им интерес к истории.
А.-Г. Долгиев часто встречается с родителями своих
питомцев и привлекает их внимание к необходимости больше уделять времени детям,
поощрять их стремление к учебе, обращать внимание на соблюдение ими личной
гигиены.
В начале февраля 1870 года он выступил во
Владикавказской газете «Терские ведомости» со статьей «Несколько слов о Назрановской
горской школе». В ней он указал, что дети целый год, не взирая ни на какую
погоду, приходили в класс, делая по десяти верст в один конец. Подчеркивая
стремление ингушских ребят к учебе и лестно отзываясь о них, Долгиев отмечал,
что усердие мальчиков выказывалось и в их успехах. «В самое короткое время мальчики,
особенно старшего отделения, выучились весьма правильно читать по-русски и
бывали в состоянии сознательно передавать многое из прочитанного». Чтобы
уяснить высказывание Долгиева, необходимо вспомнить, что в те годы ингуши, как
и все горцы, почти поголовно были неграмотными, дети поступали в школу без
всякой подготовки. По-русски им не с кем было обмолвиться словом.
Ингушская детвора должна была, как писал Долгиев,
«удовлетворяться тем, что дает им чтение и объяснение книг», и главным неудобством
«служила и будет служить невозможность одновременного усвоения русского языка
практически и теоретически».
Тем не менее ученики назрановской школы за
какие-нибудь полтора года «оказали в практическом знании русского языка такие
значительные успехи, что некоторым удавалось перевестись во Владикавказскую
реальную прогимназию».
В период его деятельности в школе изменилось отношение
преподавателей и смотрителя к ученикам: «Грубые наказания, вроде драния ушей,
таскания за волосы и т. п. совершенно устранены, на учеников стараются действовать
не угрозами, а добрыми наставлениями)». Такое обращение с учениками их
воспитателей Долгиев считал самым верным средством, благотворно действующим на
нравственное воспитание питомцев школы.
У этой единственной на всю Ингушетию школы были и влиятельные
противники и злопыхатели, считавшие, что подобные учебные заведения «не могут
приготовить обучающихся в них детей к чему-нибудь полезному и из них будут
выходить люди, способные сделаться только «переводчиками на базаре».
Адиль-Гирей Долгиев решительно выступал против тех,
кто старался приостановить обучение подрастающего поколения.
Взгляд ингушского крестьянства на образование, как он
справедливо отмечал, изменился, и оно чувствует «необходимость знания русского
языка, грамоты».
Одновременно Долгиев отчетливо понимал, что при существующем
строе детям горской. бедноты после окончания школы путь к высшему в среднему
специальному образованию закрыт. Поэтому он настойчиво советует в процессе
учебы прививать учащимся навыки ремесел: токарного, столярного, бондарного дела
я изучение основ садоводства и овощеводства.
Сказанное
свидетельствует о том, что Долгиев еще 110 лет назад считал необходимым сочетать
теоретическую учебу с производственным обучением.
Занимаясь
преподавательской работой в назрановской школе, Адиль-Гирей включается и в
общественную деятельность. Здесь необходимо коротко сказать о «Терских
ведомостях», первой официальной газете Терской области, издание которой
началось во Владикавказе в январе 1868 года.
Ее
первым
редактором был Адиль-Гирей Кешев, уроженец адыгейского аула Кечев. В
1867 году был причислен к гражданскому управлению Терской
области во Владикавказе и вскоре стал редактором «Терских ведомостей».
Умер
А.-Г. Кешев 1872 году.
Авторский состав «Терских ведомостей»
во главе с Кешевым смотрел на образование и просвещение горцев, как на
необходимый и неизбежный фактор, который должен вывести народы Терека на путь
прогресса и культуры.
Следует упомянуть и о том, что в
«Терских ведомостях» были опубликованы интересные статьи Ч. Ахриева «Об
ингушских кашах», «Присяга у ингушей», «О характере ингушей», «О ингушских
женщинах», «Этнографический очерк ингушского народа» с приложением его сказок и
преданий и другие материалы.
Периодически газета выходила и под
редакцией А-Г. Долгиева, К. Атажукина, Водарского. Так, в 1870 году Адиль-Гирей
подписывал «Терские ведомости» два раза в мае, весь октябрь и ноябрь, а в 1871
году в марте и апреле — пять раз.
Как видим, он был первым из ингушей и
чеченцев редактором газеты.
В то же время Долгиев упорно добивается
возможности продолжения учебы в высшем учебном заведении.
Борьба с царскими мракобесами,
закрывшими доступ в высшие учебные заведения, продолжалась долго. Попытка
поступить в Институт горных инженеров также не увенчалась успехом. Наконец, после
продолжительных мытарств Адиль-Гирею Долгиеву разрешается въезд в Петербург. А осенью
1873 года ему удается поступить в Медико-хирургическую академию.
В Академии Адиль-Гирей опять-таки не
удовлетворяется одной учебой. Он снова принимает активное участие в студенческих
кружках, знакомится с народническим движением.
Когда начались очередные репрессии,
Адиль-Гирей Долгиев был арестован вторично и снова выслан в Терскую область под
надзор полиции.
«Жизнь течет все в тех же угрюмых
берегах, а огни еще далеко, — писал Короленко, — ...Но все-таки.., все-таки
впереди – огни...». Дорогу, как говорили мудрецы, указывает свет, который сияет
впереди.
...В конце 7О-х годов на Северном
Кавказе начались активные выступления горского крестьянства против
самодержавной политики царского правительства. В этой обстановке местные власти
предпринимают меры к изоляции политически «неблагонадежных». А-Г. Долгиева
снова высылают, теперь уже в Закавказье. В Тифлисе он недолго работает в
железнодорожной библиотеке. Вечно преследуемый, гонимый, разлученный с родными,
бедствуя, он заболевает и умирает вдали от родного края.
Его имя навечно занесено в книгу
«Деятели революционного движения России Био-Биографический словарь» где в 106
столбце написано: «Долгиев Адиль-Гирей. Род, ок. 1850 г. Студ. СПб ув-та. За
участие в студенческих беспорядках арестован и заключен в Петроп. крепость; 12
апр. 1869 г. выслан в Терскую обл. В декабре 1871 г. освобожден из-под надзора;
в мае 1872 г. получил разрешение приехать в Петербург и в авг. 1873 г. поступил
в Мед-хир. ак-мию».
Дахкильгов
Ш.Э. Слово о родном крае: Записки краеведа. – Грозный: Чечено-Ингушское книжное
издательство, 1989. – 152 с. сс. 117-131.