Джамалдин Добриев родился в 1916 году в с. Насыр-Корт в семье уважаемого в селе человека – Алсбика (Асланбека) Инаркиевича Добриева.
Алсбик был человеком набожным и поэтому определил сына Джамалдина в медресе, но также не препятствовал и его светскому образованию. Алсбик был человеком мудрым¸ он ясно осознавал, что человек, в котором раннем возрасте заложены духовные ценности, непременно пойдет по верному пути. И отец, зная, что сын обладает крепким нравственным стержнем, спокойно отпускает его в город. В 1932 году Джамалдин едет в Грозный и поступает в техническую школу.
Потом он продолжает учебу на рабфаке Воронежского химико-технологического института при Орджоникидзевском индустриальном техникуме. В Орджоникидзе жил и работал его старший брат Мажит, и он оказывал ему материальную поддержку.
Сохранились характеристики того периода, из которых мы узнаем, что Джамалдин вел активную общественную работу: был членом профкома, являлся председателем контроля студенческой столовой, заведовал кассой взаимопомощи, не раз командировался в села Ингушетии для агитационной работы.
Поиски своего места в жизни юноша завершает в 1940 году, когда он оканчивает годичную правовую школу в г. Орджоникидзе. Вплоть до выселения он работает в Народном суде Назрановского района адвокатом.
В годы ссылки его приглашают на работу в органы НКВД, но отец не благословляет сына на эту деятельность, и сын не пошел против воли отца. Джамалдин работает в райпотребсоюзе, на железнодорожной станции.
КТО, ЕСЛИ НЕ Я!
И где бы он ни работал, чем бы он ни занимался, не дает ему покоя одна мысль: «За что выслали его, его народ? Какое преступление совершил он – законопослушный гражданин страны Советов?» И Джамалдин в 1946 году пишет письмо на имя Берия о неправомерности и незаконности репрессий по отношению к его народу и к нему самому. Вскоре его вызывают в областную комендатуру. Спасло его, как он сам позже писал, то, что следователь, допрашивавший его, был не бериевского духа.
Через 10 лет он снова пишет жалобу в Москву, уже на имя генерального прокурора СССР. Эта жалоба заканчивается словами: «На основании выше мною изложенного убедительно прошу генерального прокурора Союза ССР выразить протест о совершенно незаконном выселении чеченцев и ингушей с восстановлением их права вернуться в свои собственные дома в воссозданной Чечено-Ингушской АССР».
Так, лучшие сыны народа, рискуя не только своим благополучием, но жизнями, приближали час его освобождения.
В их умах не рождались ущербные мысли современных интеллигентов: «Что могу я, маленький человек?» Их благородные и гордые сердца страстно стучали: «Кто, если не я!» так думал и говорил себе каждый истинный сын и интеллигент. Ведь ответственность за судьбу народа, прежде всего, ложится на образованную ее часть.
ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ
В 1957 году Джамалдин в числе первых возвращается на родину и сразу же приступает к своей прежней деятельности. Он отдает своей работе всю свою энергию и знания, постоянно занимается самообразованием, после него осталась богатая библиотека, состоящая из юридической литературы. Джамалдин Асланбекович спасает не одного безвинно оклеветанного человека. С племянником Джамалдина Юсупом Марзиевым, который находился в рядах Советской Армии, случилась беда, он попал под военный трибунал.
Джамалдин Асланбекович, который уже был на пенсии, немедленно выехал в Хабаровск, где служил Юсуп. Он увидел, что в части происходят безобразия, и указал на них, а в ответ услышал: - Много тут вас, которые учат нас.
Обсуждать с ним ситуацию, связанную с племянником, командир части наотрез отказался.
- Я вам покажу, что я за старик! – сказал Джамалдин и поехал к начальнику политотдела Дальневосточного военного округа.
Выслушав Джамалдина, генерал обещал, что он поручит заместителю разобраться.
- Хотелось бы, чтобы Вы разобрались лично сами, - сказал Джамалдин.
Генерал на пожелание Добриева откликнулся. А когда убедился, что в части картина даже намного хуже той, которую описал Джамалдин, сорвал погоны с командира части со словами: «Вы нацисты».
Юсуп Марзиев из-под трибунала был освобожден, к тому же ему предоставили отпуск (28 календарных дней).
Так, благодаря Джамалдину Асланбековичу была спасена не одна человеческая судьба.
Это случилось вскоре после возвращения из ссылки ингушей, где-то в 1958-1959 годах. Находившаяся в республике проездом группа грузин нечаянно сбила корову. Было возбуждено уголовное дело. В их защиту на суде выступил Джамалдин Асланбекович. Дней через десять в доме Добриева появились нежданные гости из Грузии. Они приехали, чтобы отблагодарить своего спасителя.
За всеми его делами и помыслами стояла любовь к людям.
- Никогда он не искал в людях ошибок, - вспоминают родные, - с любовью и теплотой относился к детям, вел себя с ними как с равными, всегда понимал молодежь, не запрещал ей веселиться. Когда женился второй сын, свадьба длилась неделю. Хорошо играл на балалайке, был жизнерадостным и веселым человеком.
Джамалдин воспитал семерых своих детей и двух дочерей покойного брата Мажита. Как и отец, он придавал большое значение их духовному воспитанию. В начале 60-х годов его старший сын начал изучать основы ислама. Для этого Джамалдин выделил специальную комнату, куда приходило еще 13 детей. Обучал их знакомый мулла.
Вскоре в партийные и советские органы Назрановского района начали поступать анонимные заявления, в которых Добриев обвинялся в том, что соблюдает старые отжившие традиции и отправляет религиозные обряды в рабочем помещении. Он работал заведующим юридической консультацией Назрановского района.
Джамалдин Асланбекович в 1966 году был отчислен из коллегии адвокатов. Через два года Президиум коллегии адвокатов ЧИАССР восстановил его в должности с выплатой компенсации за незаконное отстранение от работы.
В 1982 году он уходит на пенсию, но ветерану дома не сидится, он еще полон сил и энергии. Много добрых дел совершает он, являясь членом Совета старейшин. Но его здоровье сильно подорвали события 1992 года. В 2001 году в 85-летнем возрасте Джамалдин ушел из жизни.
Его дело решила продолжить одна из дочерей. «Честь, достоинство и деловая репутация как объект защиты в гражданском праве и процессе» - так звучит тема кандидатской диссертации Мадины Добриевой, адвоката Гильдии Российских адвокатов, заведующей отделением аспирантуры Российской Академии адвокатуры. Думается, что тему, как и работу адвоката, Мадина выбрала не случайно. Честь, достоинство и человеческую репутацию в семье Джамалдина всегда ставили во главу угла.
М. Ялхароева. Газета «Ингушетия» № 8, 2007 г.
|